Поветрие или повертуха

Доула или повитуха: кого звать на роды?

Поветрие или повертуха

С греческого доула (дула) переводится как «служанка». Она действительно ею является: во время родов доула служит женщине, буквально предугадывая каждое ее желание. Это не акушерка, она не обеспечивает медицинское сопровождение процесса.

Что же делает доула? ее задача — поддержать будущую маму: пожалеть, помассировать поясницу, ноги, напомнить, как правильно дышать, продышать вместе с ней схватки, вместе потужиться, принести воды, отвести в туалет, вытереть пот — одним словом, сделать все возможное, чтобы роды прошли естественно и женщина получила от них максимальное удовлетворение.

Доула не может вмешиваться, оспаривать назначения врача. Но она может объяснить роженице, что надо делать, что случится, если будущая мама подпишет согласие на ту или иную манипуляцию или откажется от нее. Какое бы решение женщина ни приняла, доула ее всегда поддержит, а в первые минуты после рождения малыша обязательно расскажет, как правильно держать и прикладывать младенца к груди.

Обычно врачи приветствуют присутствие доулы на родах. Они видят, что есть человек, который не дает женщине впасть в истерику или запаниковать, который может перевести медицинские термины на простой язык и потому к нему роженица прислушивается больше, чем к докторам. И, что важно, присутствие такой помощницы благоприятно сказывается на состоянии женщины.

Несмотря на то что услугами доул роженицы стали пользоваться совсем недавно, у этих помощниц уже есть свой профессиональный праздник. С 22 по 29 марта отмечается Международная неделя доулы.

Совсем недавно в России появилась и еще одна профессия — послеродовая доула. Она приходит в семью после родов, и это может быть как та же женщина, что сопровождала молодую маму в родах, так и совершенно другой человек. Послеродовая доула всегда поинтересуется, чем она может помочь, как молодые родители относятся к тем или иным методам и хотят ли узнать о чем-то поподробнее.

Она ничему не учит, просто обсуждает проблемы и вопросы, которые семья считает для себя в данный момент самыми важными.

Например, после появления малыша на свет молодым родителям приходится общаться со многими врачами, их рекомендации могут не совпадать и даже в чем-то противоречить друг другу.

Доула может разъяснить определенные моменты, ведь квалифицированные помощницы много работают с базами данных научных исследований в области акушерства, материнства, ухода за новорожденными.

Доула также поможет наладить грудное вскармливание, подобрать удобную позицию для мамы и малыша, обсудить возникающие трудности и предложить пути их преодоления.

Она проинформирует родителей о различных точках зрения на имеющуюся проблему, но решение будут принимать, конечно же, родители. Доула также может порекомендовать консультанта по грудному вскармливанию.

Воспользоваться ее рекомендацией или нет — личное дело мамы.

Такая помощница подскажет, как носить кроху в слинге, как уложить его спать, обсудит проблемы совместного и раздельного с малышом сна. Если какая-то методика заинтересует родителей и они захотят подробнее с ней познакомиться, доула подскажет контакты проверенных специалистов. Но все это будет сделано только по просьбе молодых мамы и папы.

Часто доулы также помогают женщине в быту: помощница может сложить вещи, приготовить кашу, подмести пол, помыть посуду, поиграть или погулять со старшими детьми, чтобы мама могла отдохнуть или выспаться.

Одним словом, если в родах доула оказывает психологическую поддержку, то после появления малыша на свет она становится «ходячим» справочником и помощницей в быту.

И приходит в семью, когда семья нуждается в ее помощи и поддержке.

Преданья старины глубокой

В отличие от доулы у повитухи изначально были совершенно другие обязанности. Быть повитухой это значит и готовить женщину к родам, и принимать роды, и во многих случаях ухаживать за новорожденным и его мамой сразу после родов. За помощью к ним обращались вплоть до середины XX века, особенно в деревнях.

На Руси повитухи не имели специального образования, но владели знаниями и умениями, которые передавались из поколения в поколение. Причем существовал не только «профессиональный», но и «статусный» отбор таких женщин.

Повитухами становились рожавшие, но уже «чистые» дамы, то есть не живущие половой жизнью, вдовые или в постменструальном возрасте. И обязательное условие: должны были оставаться в живых все ее дети.

В противном случае, как считалось, не выживут и повитые (принятые) ею младенцы.

Есть свой персональный праздник и у повитух — 8 января, так называемые «бабьи каши». В этот день семьи приходили в гости к повитухам, приносили им подарки и угощение и сами угощались «бабьими кашами», сваренными на молоке, сливках, с яйцами и орехами.

Появление ребенка на свет было обставлено многими ритуалами, схватки и потуги сопровождались определенными заговорами. Повивальная бабка «расправляла» новорожденного — гладила его, вытягивала ему ручки и ножки, поправляла головку (у недавно родившихся младенцев она немного вытянутая). Таким образом, она проводила первый осмотр малыша.

Под неусыпным вниманием и при непосредственном участии повитухи проходил и послеродовой период. Повитуха следила, чтобы вовремя родился послед, затем массировала женщину. Это называлось «расправлять золотник и пуп», «ставить живот на место».

И после родов еще несколько дней, а то и недель жила в доме своей подопечной, контролируя состояние мамы и малыша.

Традиции и современность

«Если доула заботится, в основном, о женщине, то повитуха помогает и матери, и ребенку, — говорит Юлия Шелепина, многодетная мама и повитуха с многолетним стажем, психолог по образованию. — Современные повитухи в 90% случаев занимаются послеродовым восстановлением, причем как мамы, так и малыша. На Руси считалось, что после родов женщине лучше всего находиться в бане.

Именно там женщину парили, делали ей послеродовой массаж. Вот и современные повитухи многие свои процедуры тоже проводят в бане. После родов женщина должна как следует пропотеть, поэтому мы делаем прогревания всеми доступными способами, в том числе и с помощью пропаривания.

В бане хорошенько пропарить недавно родившую женщину лучше несколько раз, но обязательно — на 9-й день после родов. С потом из организма выводится гормональный „коктейль“, который образовался в крови перед родами.

Таким же образом покидает организм релаксин — гормон, который вырабатывают яичники и плацента в конце беременности и который нужен для размягчения связок, хрящей, костей и мышц, а также для раскрытия шейки матки. Выводя гормоны беременности, мы помогаем женщине быстрее вернуться в прежнюю форму».

Кроме того, с помощью специального массажа повитуха помогает сместившимся во время беременности внутренним органам встать на место.

Прогревание, массаж, перетягивание (пеленание) тела ускоряют обмен веществ, способствуют выведению токсинов.

Благодаря этому организм недавно родившей женщины избавляется от лишней жидкости, отеки проходят, а значит, быстрее возвращаются прежние формы тела.

После родов, так как мышцы находятся еще в расслабленном состоянии, женщина может испытывать трудности при отправлении естественных потребностей организма. Пеленание помогает устранить и эту проблему.

Еще один непременный обряд, который проводят повитухи, — повивание, или обвязывание. Происходит он не раньше 40-го дня после родов.

«Повитуха прежде всего должна «закрыть» роды, — объясняет Юлия Шелепина. — Дать женщине пережить их и оставить все связанные с родами эмоции в прошлом.

Показатель того, что все сделано правильно, — у женщины больше нет желания об этом говорить. Память о родах осталась, но она уже никак эмоционально не окрашена, и молодая мама вспоминает о них совершенно нейтрально.

Одной моей подопечной позвонили на 40-й день после родов:

– Ну, расскажи, как все прошло?

– А что рассказывать? Родила и родила, — произнесла она.

Вот это хорошо «закрытые» роды. Если же женщина постоянно возвращается к этому событию, неважно, хвастается, как все шикарно было, или, наоборот, жалуется, как все было ужасно — такие роды «не закрыты», и это не способствует эмоциональному и психическому равновесию молодой мамы».

Как же проходит обряд повивания? Сначала женщине помогают расслабиться: парят, делают массаж, поят травяным чаем. Во время этих процедур молодая мама рассказывает о своих чувствах и эмоциях во время родов, то есть выговаривается. Это позволяет нормализовать гормональный фон и успокоиться.

После пропаривания женщина ложится на твердую поверхность и ей перетягивают (пеленают) некоторые участки тела — плечи, живот, таз, бедра, голени, стопы. Степень стягивания определяет сама женщина. После чего ее тепло укрывают и дают поспать.

Как видите, процедура эта долгая, неспешная, длится несколько часов и почти всегда сопровождается определенными заговорами.

Выкатываем «щетинку»

Внимание повитухи направлено также на младенца. Как и встарь, она «расправляет» ему тело, ручки и ножки, говоря современным языком — делает массаж. Она же и первый раз его купает — аккуратно моет на нижней полке бани. А еще «выкатывает щетинку» — родовую смазку, которая вошла в поры и затвердела.

Чтобы ее вывести, малыша купают в материнском молоке или обмазывают им с помощью мякиша черного хлеба, замоченного также в грудном молоке. Этим же мякишем тщательно протирают голову, спинку, ягодицы, ручки и ножки. Считается, что после такого обряда младенец уже не будет просыпаться и кричать по ночам.

Где их искать?

Чаще всего доул и повитух находят на курсах и тренингах по подготовке к родам. Посещая занятия, женщина имеет возможность познакомиться с сотрудниками и выбрать того, кто, по ее мнению, соответствует ее ожиданиям.

Юлия Шелепина советует: «Не надо искать лучшее, ищите свое. Человека, который полностью вам подходит. Возраст здесь не важен.

Важно, что этот человек будет заботиться, холить и лелеять женщину, не нагружать ее своими историями и заботами».

К сожалению, дипломов у наших доул и повитух нет. Таких специалистов не готовит ни одно учебное заведение.

Потому поинтересуйтесь, у кого ваша доула или повитуха училась, какие тренинги посещала, прислушайтесь к рекомендациям своих родственников, подруг и знакомых, которые проверили помощницу или повитуху в деле.

В любом случае следует прислушаться к себе и понять, для чего вам это нужно, и только после этого решать, кого приглашать — повитуху или доулу — и приглашать ли вообще.

Больше полезных материалов для беременных — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Наука о бабичьем деле: кто такая повивальная бабка | Милосердие.ru

Поветрие или повертуха

Джордж Морланд, жанровая картинка: акушерка передаёт новорожденного родителю (1788 г). Изображение с сайта keywordhut.com

Сегодня весь мир отмечает Международный день акушерки. Этот праздник сравнительно новый – он возник в 1987 году в Голландии, на Международной конфедерации акушерок. А в 1992 году был официально признан.

Само слово «акушерка» пришло к нам из французского языка. Его значение – «помогать при родах». В России же подобных вспомогательниц называли иначе – «повивальная бабка» или же просто «повитуха».

В этот мир – под бабкины напевы

Повивальная бабка выводила рулады:

В городе Вифлееме,На реке на Ердане,На камени на ЛатореСпала Пресвятая Богородица.

Спала и почивала,Свово Спаса-дитю –Предвечна Бога –В ясной ночи из утробы дожидала,Привиделся ей сон страшен и грозен,Егда являлся Спас многомилостивый:«Будто я Исуса носила,Понося его, без болести крестила,С Иваном Крестителем Крестила,С бабушкой Саламанидой одевала,В пелены белые пеленала,В шелковые поясья повивала,На горе на СерафимеВырастало тут дерево велеко,Дерево кипарисно прекрасное,На том дереве явился крест –Чуден-пречуден и злачён-предлачён.На этом дереве, на этом крестеХриста Исуса распинали,Его кровь в чашу сточали,Эта кровь – вода святая:Слепым на зрение,Хромым на похождение,Убогим на здравие,

Рождающем женам – вспоможение.

Это была первая песня, слышанная ребенком, новым человеком. Именно в этот момент, вот под эти слова он появлялся на свет. Так пели во Владимирской губернии, однако же в других российских уголках тоже существовали похожие песни.

Повивальная бабка была человеком особенным. Именно она сидела рядом с роженицей и ребенком до того, как он примет крещение – отгоняла нечистую силу. Она же обязательно присутствовала на свадьбе своего восприемника. Если, конечно, доживала – бабка, пусть и повивальная, тоже имела свой срок.

В воспитательных домах – там, где существовали приюты для «сирых и неимущих родительниц» – одна лишь повивальная бабка могла заходить в палату к такой роженице. Следовало соблюдать анонимность – ведь «сирая» изначально решила отказаться от своего отпрыска. Но повивальная бабка имела высший допуск секретности.

Неудивительно, что к тем, кто решил посвятить себя «бабьичему делу», предъявлялись строжайшие требования.

«Всякая повивальная Бабка должна быть… благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва… должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно».

Повивальная бабка могла быть либо незамужней девушкой, либо вдовой – никаких телесных наслаждений она не должна была испытывать. Разве что рюмочку сладкой наливки пропустить – многие повитухи, невзирая на запрет, на этот счет грешили. Но, естественно, не напивались вусмерть, все в пределах допустимого.

А в 1886 году вышло учебное пособие «Полное руководство к изучению Повивального Искусства». В нем было сказано: «Доверие пациенток и уважение со стороны общества приобретаются точным и неуклонным исполнением своих обязанностей, при чем всегда должно руководствоваться религией, предписанием закона, присягой, правилами преподанной науки и чувствами чести и собственного достоинства».

Повитуха, приемница и пупорезка

«Искусство повивания или Наука о бабичьем деле» Н.М.Амбодик-Максимовича (титульный лист, 1784 год).Изображение с сайта medline.ru

Формально и теоретически существовала разница между повивальной бабкой и повитухой. Повитуха была рангом ниже, и образование ее было поверхностнее. Но народ довольно плохо в этом разбирался.

Постоянно путал эти два понятия. Что повивальная бабка, что повитуха, она же приемница, она же пупорезка – все едино.

Не удивительно – врача от фельдшера толком никто не различал, а здесь такие тонкости.

К подготовке повивальных бабок относились с предельной  серьезностью. Для их подготовки повсеместно открывались высшие и средние учебные заведения – повивальные институты и повивальные школы соответственно.

Первые же заведения этого рода стали появляться в нашем государстве еще в середине XVIII века. Там преподавали иностранцы, большей частью, немцы.

Точнее, немки – для мужчины эта отрасль медицины считалась заповедной, доктор сильного пола не имел права даже прикасаться к чужой беременной жене. Впрочем, встречались исключения.

В частности, в начале XIX века в России пользовался популярностью врач Нестор Максимович Амбодик-Максимович, которого многие считают отцом-основателем отечественного акушерства.

Его перу принадлежит фундаментальный труд «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле». Кроме того, доктор Амбодик кардинально переоборудровал родильное отделение Санкт-Петербургской Калинкинской больницы.

Другой доктор, некто Ф.Залесский восхищался: «Замечательно здесь устройство родильной кровати. Эта железная кровать имеет, вместе с лежащею на ней постелью, вышину с лишком полтора аршина, так что акушер не имеет нужды нагибаться к родильнице.

Верхний, обитый юфью, тюфяк составлен из нескольких кусков, могущих укладываться различно; в среднем куске сделана овальная выемка и в нее вставляется продолговатый довольно глубокий медный таз, края которого однакож стоят ниже уровня тюфяка… Новорожденному можно здесь немедленно сделать теплое купание… и тут же может ему удобно быть подана всякая помощь, в случае мнимой смерти…

Удобно расположенное помещение этого отделения в нескольких комнатах, из которых каждая имеет свое специальное назначение, размещение кроватей, проветривание комнат, ватерклозеты, резервуары горячей и холодной воды, снаряд для припарок, настоев, сушильня для детского белья, – все это устроено не только с отличною основательностью и знанием дела, но и весьма красиво».

По тем временам – роскошь удивительная, особенно, если учесть, что контингент Калинкинской больницы традиционно состоял из представителей так называемого городского дна.

Столетие назад в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове действовал Императорский клинический повивальный институт. В нем не только обучали, но и принимали роды. Правда, его чаще называли «институтом Отта» – в честь его директора Дмитрия Оскаровича Отта.

Этот незауряный человек был не только талантливым врачом, но и вполне приличным менеджером – именно при нем и именно его стараниями возникло новое здание института. Его выстроили за 4 года, при этом на строительстве работали 400 тысяч рабочих.

Автор проекта, архитектор Леонтий Бенуа писал: «С Д.О.Оттом мы работали очень дружно и согласно, он проводил свои идеи твердо и неуклонно, ставил свое детище на ноги, а я ему в этом помогал».

Условия были роскошными. Специальная система кондиционирования нагоняла в палаты свежий воздух, да не откуда-нибудь, а из сада, разбитого при институте.

После чего воздух проходил через тканевые фильтры, увлажнялся над специальным бассейном с фонтанами, затем согревался и уже после этого поступал в помещения. У каждой кровати висел телефон.

А специальный концертный зал был оборудован органом фирмы Валькер.

Отт руководствовался вполне определенной задачей – дать возможность «забыться страждущему, рассеять его мрачные мысли и облегчить душевное настроение».

Многие известные люди родились в этом учреждении. В частности, философ Лев Гумилев, сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой.

В Москве же, на Мясницкой действовало Долгоруковское училище повивальных бабок. Оно появилось в 1882 году при больнице для чернорабочих. А в 1889 году на средства известной московской благотворительницы Агриппины Абрикосовой был открыт бесплатный родильный приют на 59 коек. Еще один открылся после ее смерти, в соответствии с духовным завещанием.

А еще в каждом городе существовала забавная по названию, но весьма ответственная и серьезная по сути должность – городовая повивальная бабка. Она находилась при полиции и принимала роды в экстренных случаях, каковых, ясное дело, было множество.

Кстати, в 1902 году в стране насчитывалось 9000 зарегистрированных повивальных бабок, из которых 6000 жили в городах, а 3000 – на селе.

«Фабрика ангелов» и прочие злодейства

Средневековая книжная миниатюра. Изображение с сайта menysnoweballes.wordpress.com

Роль повитухи была двойственной. Сакральность профессии предполагала, с одной стороны, уважение, доверие и нижайшее почтение общества, а с другой – бабку постоянно подозревали в колдовстве и прочих нехороших шалостях. А если вдруг бабки и впрямь попадались на чем-нибудь этаком, общество и газеты вовсю смаковали событие.

«В селе Белоомуте обнаружена «фабрика ангелов». Повивальная бабка Лабушева с крестьянкой Мастрюковой душили младенцев, топили их в реке, зарывали в землю. После допроса полиции Мастрюкова внезапно скончалась, а Лабушева покушалась на самоубийство, но неудачно».

«В ночь на вчерашнее число арестован за химическую обструкцию студент Университета Лобанович, у которого обнаружены воззвания коалиционного комитета и колбы с химическими составами. Одновременно арестована повивальная бабка Хая Виленская, у которой обнаружено несколько флаконов для химической обструкции и партийная переписка».

«Приведенная на допрос в жандармское управление политическая арестантка (акушерка – повивальная бабка) еврейка Фрумкина бросилась на допрашиваемого ее начальника губернского жандармского управления генерал-майора Новицкого и нанесла ему удар в правую сторону шеи десертным ножом. Рана не внушает опасений».

Эта газетная заметка относится к 1903 году. Мы видим, что в то время слово «акушерка» уже существовало наряду с «повивальной бабкой», но, правда, только лишь входило в обиход.

Случались и курьезы: «На ст. Петровск, Ташкентской жел. дор., произошел следующий случай. Железнодорожной и станционной администрации потребовалась бабка для забивки свай; она послала телеграмму о немедленной высылке.

На следующий день с поездом во втором классе приехала акушерка; она вышла из вагона и спросила попавшегося ей навстречу одного из администраторов станции, где больная, вызвавшая ее по телеграфу. Тут на месте инцидент и выяснился.

Оказалось, что усердному телеграфисту не понравилось одно слово «бабка» и он от себя лично приписал перед словом бабка – «повивальная»».

А Николай Лейкин в одном из своих фельетонов упоминал петербургскую вывеску, написанную на трех языках: «Повивальная бабка, Sage femme, Hebamme». Но это уже вопрос брендинга.

Случай в Одессе

Изображение с сайта kara-ls.blogspot.ru

В 1895 году в Одессе произошел совершенно фантастический случай. Через бабку-повитуху «породнились» два известных деятеля отечественной культуры.

Драматург Дмитрий Липскеров писал: «Моя бабушка была акушеркой, или, как раньше говорили, «привилегированной повивальной бабкой», то есть – с образованием. Многим одесситам помогала она появиться на свет.

В ту ночь к моей бабушке прибежала домработница (тогда они назывались «прислугами») из квартиры номер семь и прокричала:

— Мадам повивальная бабка! Хватайте свой родильный чемоданчик и рысью скачите в квартиру номер семь. Моя хозяйка готова рассыпаться!

Бабушка схватила чемоданчик и рысью побежала в квартиру номер семь. Она привыкла к тому, что ее беспокоили ночью, так как почему-то все одесситки предпочитали рожать именно ночью, а не днем. Так было принято в Одессе. Ночью в квартире номер семь на свет появились двое детей-близнецов. Одному из близнецов предстояло впоследствии стать Леонидом Утесовым, прославленным артистом нашей эстрады».

Конечно же, нечто подобное могло произойти только в Одессе.

Повитухи 21 века. Можно ли сегодня научиться повивать и зачем?

Поветрие или повертуха

Давным-давно, когда ещё не было профессиональных акушерок, единственным помощником и проводником в материнство молодых женщин были повитухи. Дородные и умудрённые “бабки”, как их обычно называли, присутствовали на каждых родах — они чётко знали, что делать, когда роженице плохо, как ослабить схватки, если это возможно.

Молитвами, специальными отварами, особыми нашёптываниями могли сопровождаться роды. Считалось, что от повитухи будет зависеть здоровье и удача ребёнка. Поэтому было важно, чтобы “бабка” (если не вдова) была верной мужу, но ещё немаловажным было и то, чтобы она к моменту начала своего ремесла уже прекратила какие-либо сексуальные отношения.

То бишь, по старинке, была “чистой”.

Народные акушерки отказаться не могли, если кто-то звал их помочь с роженицей. И было совсем не важно, могут отблагодарить “бабку” или нет.

Хотя обычно повитух благодарили не монетами, а какой-то помощью (вспахивали землю у её дома, помогали в уборке), дарами (продуктами, пирогами, зерном).

Повитухи имели огромный вес в обществе — к ним обращались за советом, и 8 января уже подросших детей родители вели к “бабкам” на благословение. 

При этом стоит отметить, что уже в XVIII веке повивать всем не разрешалось (если не брать в расчёт деревни) — “бабки” должны были проходить аттестацию, которая бы доказывала, что они могут вести самостоятельную практику.

29 апреля 1774 года Правительствующий сенат при Екатерине II утвердил представление Медицинской канцелярии. Желающие проводить роды и помогать молодым матерям восстановиться должны были кроме всего прочего принести присягу.

Согласно ей, первые официальные повитухи должны были поклясться в любое время дня и ночи прийти на помощь (не отказывая никому), а также никому не помогать с абортами.

Тайны из бани. Пеленать надо не только детей

Со временем повитухи в традиционном понятии исчезли. Сегодня об искусстве повивания могут рассказать мастера, которых можно в России пересчитать по пальцам. Можно научиться мастерству, будучи “подмастерьем” женщины, которая умеет повивать, также некоторые повитухи предлагают обучающие семинары (они длятся несколько дней), и это уже, естественно, не бесплатно. 

Нужно понимать, что современное повитушество — это прежде всего не роды, а именно работа с молодыми мамами. Как рассказали Лайфу действующие повитухи, такое действо называется повиванием, потому что родившую женщину, её живот и таз, cвивают (пеленают) длинными кусками ткани.

То есть мастера делают нечто вроде старинного бандажа, который призван облегчить болевые ощущения, а также помочь со скорейшим заживлением ран (если такие есть).

Кроме того, повитухи водят девушек в тёплую (не горячую) баню, где делают им специальные массажи, а также перед этим могут дать специальные отвары, травяные чаи по старым рецептам. 

При этом сами роды принимают единицы из тех, кто заявляет о том, что занимается повиванием. Без медицинского образования за такое важное дело браться повитухи уже не хотят. 

Да и рассказывать о своём искусстве хотят далеко не все мастерицы — четыре женщины, занимающиеся старинной практикой, отказались говорить на тему повивания. По их словам, в этой теме нельзя не допустить ошибок и знания эти “не для всех” (массово об этом рассказывать не стоит).

Об этом также говорят и повитухи, которые обучают на семинарах женщин. Так, например, согласно информации в сообществе “Повивальная школа в Чебоксарах” в социальной сети “ВКонтакте”, на семинарах по повивальному искусству, которые проводит Юлия Шелепина, нельзя проводить никаких съёмок и аудиозаписей. Занятия проходят в два дня, при этом есть практическая и лекционная части.

В первый семинарский день мастер учит тому, как правильно подготовить девушку к родам, массажным техникам для беременных (это в начале дня, с 11 утра до 5 вечера), затем, после часового перерыва, желающие стать повитухами идут в баню, где их обучают (ещё три часа) послеродовым практикам, тому, как делать травяной массаж, а также организовать купель с травами. 

На следующий день будущие повитухи с 10 утра до 7 вечера учатся уже послеродовому восстановительному массажу. Также ученицам Шелепина рассказывает о целебных свойствах трав, о том, как правильно питаться после родов. Отдельно в этот день происходит обучение непосредственно свиванию, после чего слушательницам рассказывают о традициях древнеславянских повитух.

Как рассказывается на странице этой повивальной школы, свивальники (те, которыми пеленают родившую женщину) делаются из 5–8-метровой тонкой льняной ткани (всё зависит от объёмов девушки, с которой нужно будет работать). 

Стоимость двухдневных практик колеблется от 7 тыс. до 10 тыс. рублей — всё зависит от того, когда вы на занятия записались (заранее или в день семинара). Отметим, что цена, по сравнению с ценниками репетиторов, действительно невысокая, ведь выходит, что час “повивального знания” обходится от 388 до 556 рублей. 

Из уст в уста. Либо случилось, либо нет 

Традиционная повитуха Татьяна Ахрамеева из Новосибирска рассказала, что “бабкой” не может стать любая. Особым искусством принятия родов и помощи молодым мамам могут заниматься лишь те, у кого есть к этому врождённые способности, сравни экстрасенсорным.

— Это нельзя приобрести через интеллект и книжки. Случайные люди такими вещами не могут заниматься. Здесь присутствует и экстрасенсорика — предвидение событий.

Повитуха очень многое видит, например, какой ребёночек придёт.

Есть испытание для женщин, которые хотели бы стать повитухами: в холщовом мешке разбивается горшок молотком, а та, кто выполняет задание, должна на ощупь собрать его обратно, — рассказывает Ахрамеева.

При этом, по её словам, традиционная повитуха заботится не только о родах и молодых мамах, но и в целом о женском здоровье тех, кто к ней обращается.

— Сейчас, когда женщина вступает в репродуктивный возраст, очень часто оказывается, что её здоровье потеряно. Чтобы этого не было, нужно проводить разные обряды.

Например, перед первыми месячными, чтобы не было потом болей, ещё до первой менструации (вычисляется примерно, когда она должна быть) девочку приводят к старшей по роду повитухе.

 И та проводит энергетический обряд, чтобы сила пошла так, правильно, — без заклиниваний, без боли и без спазмов.

Также повитуха должна определять, насколько совместимы физиологически те, кто собирается венчаться, смогут ли они иметь детей. Это можно понять и с помощью древних практик.

Повитуха должна долгое время затем готовить к беременности девушку. Чтобы зачать крепкого великого воина, подготовка начинается за год, минимум за три месяца. Затем повитуха роды принимает (я практикующая акушерка тоже), а после в течение 40 дней обеспечивает матери защиту.

После родов у женщины раскрывается не только физическое тело, но и её аура. Она находится в разбитом состоянии, и в обязанности повитухи входит собрать это биополе. Раньше считалось, что если повитуха этого не сделает, то грех будет лежать на всей её семье. За двенадцать лет моей практики, даже уже больше, ни разу не было послеродовых воспалений.  

Массажист, занимающаяся повиванием женщин (она попросила себя называть именно так), Наталья Степкина из Приволжья, в свою очередь, повитухой себя не назвала, но сказала, что самому повивальному искусству (помощи в восстановлении) всё-таки научиться можно.

— В организме родившей женщины происходят огромные перемены: увеличивается матка, в животе происходят изменения. Потом из-за того, что утеряна культура правильного выхода из состояния беременности, выявляется большое количество заболеваний. Моя задача — вернуть женщине организм в нормальное состояние, чтобы были силы и здоровье растить детей и рожать снова.

Нужны правильный массаж живота и тела, банные процедуры. Причём баня должна быть не сумасшедшая, по 100 градусов, а нормальная женская баня — максимум 40, где женщина очень мягко согревается. Нами используются травы и другие вещи, которые помогают вывести из организма родовые гормоны, а также молочную кислоту. Потому что роды — это огромный физический труд.

И чем больше будет оказано помощи, тем лучше.

Кроме болезней у женщин также из-за неправильного выхода из беременности возникают депрессии. Во многом это потому, что ей не дают отдохнуть: она родила, пришла домой — и давай на стол накрывать. А ей бы полежать, наладить контакт с ребёнком.

Я делаю травяные чаи, отвары, в вениках использую специальные растения. Помогают те, что растут у нас в России (например, манжетка — женская трава). Я живу в Поволжье и использую ту траву, что растёт здесь. Часть трав я собираю сама, а часть покупаю у травницы. Она их собирает согласно всем правилам.

Моя основная работа — массажист, но я училась у специалиста по повиванию, а также посещала занятия, связанные с банным искусством. Где есть какая-то возможность чему-то поучиться, туда мы и идём.

И из всего складывается общая картина. Повивальному искусству не учатся отдельно как-то.

Просто со временем, изучая разное, ты начинаешь сама понимать, что можешь помогать разными способами, — рассказывает Степкина. 

По её словам, после родов можно работать с повитухой, специалистом по восстановлению, неограниченное время. Всё зависит от желания и состояния женщины.

— Желательно около двух месяцев родившей ходить в баню. Важен ещё и сам факт, что женщина несколько часов посвящает себе — для неё это оказывается огромным ресурсом, — говорит Степкина. — Расценки индивидуальные.

 Кто-то дарит подарки, кто-то деньги платит. Есть случаи, когда повиванием занимаются бесплатно, а иногда и пироги пекут. Раньше повитухи были самыми состоятельными женщинами.

Деньги они не получали, но им огород вспахивали, дом ремонтировали и еду носили.

Спасение “в снегах”, или смертельная практика для горожан

Международный эксперт по репродуктивному здоровью в РФ, акушер-гинеколог Борис Лордкипанидзе, в свою очередь, уверен, что повивальное искусство (чего бы оно ни касалось — родов или массажей) сопряжено с большими рисками для женщин. По мнению эксперта, единственное обстоятельство, при котором присутствие повитухи может быть оправданно, — удалённость роженицы от медицинского пункта. 

— У государственной медицины всегда было отнюдь не положительное отношение к домашним родам, вне зависимости от того, есть у акушерки соответствующее образование или нет.

В цивилизованном обществе есть стандарты того, как медицинская помощь должна оказываться, а потому о древних практиках стоит говорить только в рамках исторического экскурса, — говорит акушер.

— Иногда здоровье матери и ребёнка зависит от того, насколько быстро возможно кого-то из них перевести в операционную, вовремя перелить кровь, ввести препарат. Как это может сделать одна повитуха дома? Нужно, как минимум, чтобы скорая дежурила тогда у подъезда роженицы. Не стоит забывать и об анестезии. 

Никто ещё не доказал, что народная медицина, практики повитух в родовспоможении лучше, чем помощь, оказываемая государственными медицинскими работниками.

 Более того, даже те, у кого есть образование акушера, далеко не всегда могут роды принять, сохранить здоровье и матери, и малыша.

Например, была история, когда отец (он по образованию гинеколог, но практики не было) решил сам принимать роды у жены — в итоге супруга выжила, а ребёнок умер. Нужна постоянная практика, доказанная. Одних теоретических знаний недостаточно.

Если же повитуха не принимает роды, а занимается восстановлением женщин, то надо понимать, что и это может быть не всегда безопасно. Нельзя просто так водить недавно родившую женщину в баню, делать ей какой-то массаж, перевязывать как-то живот.

Во-первых, нужно знать, какое у молодой мамы здоровье, какие противопоказания — есть множество нюансов, во-вторых — у нас государственная медицина позволяет нормально женщине восстановиться в стационаре, а затем и дома: всегда можно обратиться за помощью в женскую консультацию.

Тем более нельзя научиться “повивальному искусству” за два дня на семинаре. Как это возможно? Это секта для тех женщин, которые недолюбливают врачей, не ходят к ним и готовы верить тем, кто говорит о своих необычайных знаниях.

Основная публика тех, кто рожает дома, обращается к знахаркам и повитухам, — как раз женщины, которые к врачам не ходят. Также могут к народным целителям обращаться те, у кого нет возможности оплатить ту или иную медицинскую помощь.

 

Единственный случай, когда появление повитухи — необходимость, — это, например, если беременная женщина, роженица находится где-то далеко в деревне, в каком-то селе, в Сибири или в Якутии, далеко от медицинского пункта. В таких случаях, конечно, логично появление уважаемой повитухи или шамана (кто где как называет тех, кто может с родами помочь). Тогда к повитухам обращаются, но скорее от безысходности.

Сейчас спрос на домашние роды стал меньше, однако те, кто хочет рожать дома, всё ещё есть, в их числе и некоторые известные люди. Запретов на роды дома нет, но надо понимать риски. Если женщина во время всей беременности наблюдалась у гинеколога, сдавала все анализы, то рисков, конечно, во время домашних родов будет меньше. 

Какие женщины могли стать повитухами

Поветрие или повертуха

Стереотипное представление о том, что повивальная бабка – это малограмотная старушка, «деревенская пупорезка», знающая заговоры, обряды и умеющая в нужный момент «подсобить», лишь отчасти верно. Уже с 1754 года ценились те, кто подтвердил специализацию дипломом.

После указа об учреждении школ для обучения повивальному искусству желающие должны были пройти шестилетний курс, получить официальное разрешение на оказание услуг и принять присягу. Всех выпускниц – и городских, и сельских – заносили в специальный полицейский реестр, подобный тому, который учитывал фонарщиков или пожарных.

Непьющие

Если в городах на выбор повитухи влияла популярность (в газетах XVIII века нередко встречались рекламные объявления об услугах для рожениц), то в деревнях выбирали односельчанок с безупречной репутацией.

Во время царствования Екатерины Великой наряду с «добрым поведением и скромностью» ценными качествами считались умение держать язык за зубами и полый отказ от употребления спиртного. Повитуха не могла пить даже в праздники, ведь неизвестно, когда ей придется «дело своё исполнять».

К слову, отказ от спиртного предусматривала и Присяга повивальных бабок, дающие которую обещали воздерживаться от пьянства, непристойных шуток и неучтивых речей, а также брани. Хорошей повитухе крепкие словечки для «подбадривания» рожениц были не нужны, ведь доброе словцо да сноровка помогали намного эффективнее.

Портрет идеальной повитухи

Кодекс безупречной повитухи предусматривал и супружескую верность, а также регулярное причастие и получение у священника благословения на своё ремесло. Кроме этого, стать повивальной бабкой могла только женщина такого возраста, в котором она уже не могла стать матерью.

Особенно ценились имеющие собственных детей: это подтверждало, что принимающая роды на собственном опыте прочувствовала почём фунт лиха. Чем больше на счету повитухи младенческих смертей, тем сложнее ей было найти работу. Детская смертность свидетельствовала о недостаточном опыте или «тяжёлой руке».

Так или иначе, все усилия повитухи направляли на рождение здорового младенца и сохранение его жизни. Поэтому если «бабка» соглашалась сделать аборт, она рисковала поставить крест на своей карьере. Чревоубийство полностью противоречило повивальной этике.

Альтруистки

Обычно повитухами становились по стечению обстоятельств, например, бабка была повитухой, передала знания внучке, или женщина успешно приняла несколько родов у односельчанок и сработало «сарафанное радио». Работу выполняли как бескорыстно, так и с целью немного подзаработать.

По уже упомянутой Присяге бежать на зов повитуха должна была независимо от материального или сословного положения роженицы. Она не могла отказаться, если ей посулили слишком маленькое вознаграждение, или она не слишком любит ту, которая готова разрешиться от бремени.

Если до середины XIX века с повитухами преимущественно расплачивались «натурой» – хлебом, мылом, домашним текстилем (предметами, являющимися символом очищения), то затем начали давать небольшие суммы денег из личных сбережений или собранных на крестины. Так что для некоторых женщин помощь роженицам становилась и небольшим приработком.

Проворные

Вплоть до начала XX века повитухам отдавали предпочтение. Состоятельные семьи приглашали врачей, но они зачастую сидели в соседней комнате и дожидались сигнала от повитухи, если что-то пойдет не так.

С большей частью задач во время родов повивальные бабки справлялись самостоятельно, да и немного находилось желающих дозволить постороннему мужчине-врачу участвовать в столь интимном процессе.

Ценным умением было и то, что повитуха не использовала акушерские щипцы, которые нередко калечили младенцев. Ей хватало опыта и «проворных рук» даже в самых сложных случаях – если женщина рожала первый раз поздно, имела узкий таз или младенец отличался богатырскими размерами.

Опытная повитуха без труда выполняла такие акушерские процедуры, как «поворот на ножку» при косом или поперечном расположении плода, прокалывание пузыря и извлечение последа. В этнографических заметках читаем, как в Пермской губернии повитухи «дунув и плюнув» останавливали кровь и заговаривали пуповину.

В Вологодской губернии жили искусницы, которые обрезали пуповину «ногтем», виртуозно пережимая сосуды так, что пуповину не приходилось завязывать, и это избавляло младенцев от грыжи.

И, конечно, каждая уважающая себя повитуха умела делать традиционное «правление новорожденного», расправляя и вытягивая руками обнаруженные при осмотре изъяны. Считалось, что акушерки могли «вылепить» идеальные пропорции, чтобы рождённый человек в будущем не стал кривобоким или горбатым.

Трудолюбивые

Хорошая повитуха не только принимала роды и облегчала страдания добрым словом, заговором, лекарственными отварами и снадобьями. На её плечи ложился и подготовка к родам, а также последующий уход за подопечными.

Поэтому еще одним ценным качеством повитухи было трудолюбие. Она должна была подготовить место для родов: кровать или повивальный стул в супружеской спальне для дворянки или баню (хлев, овин) для простолюдинки. Подготовка заключалась и в большом количестве предродовых обрядов – молитвами и заговорами сопровождалось каждое действие.

После родов повивальная бабка оставалось с роженицей как минимум трое суток. Она должна была выполнить обычную работу по дому, на которую у родившей женщины не было сил, – подмести в избе, подоить корову, приготовить обед.

Прозорливые

Несмотря на хорошо известные симптомы беременности, не всем врачам удавалось обнаружить «интересное положение». А вот повитухи обычно не ошибались. Ориентируясь на внешние признаки и состояние женщины, они проводили «ощупывание» и безошибочно определяли, беременна ли женщина или «корчи в животе» и «истерические припадки» вызваны болезнью.

Правильный диагноз позволяли поставить и приобретённые знания, нередко передающиеся по наследству, и большой опыт.

О цветах и даче
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: